Великий святой Тибета, йог и поэт Миларепа

Первый город в горах Тибета был Ниалам, высота 3750 м, здесь мы ночевали 2 дня для акклиматизации и адаптации к высоте. Отель, очень бедненький, отопления нет. Тибетцы вообще не знают что такое отопление, поэтому спим в спальных мешках, но зато на кровати есть матрасик.

Мы еще не знали, что скоро нам эти условия покажутся райскими, ведь есть мебель и общий туалет на этаже, из которого снизу не дует ветер.

На нашем отеле все-таки была нарисована одна звезда! Звездец!

Утром мы собрались, чтобы сделать тренировочное восхождение на ближайшую гору. Нужно было привыкать к высоте. Местные смотрели на нас с любопытством, наши поступки им казались нелепыми, они не скрывали эмоций и часто посмеивались над нами, но как-то по-доброму. Вот, на фото, у тибетцев на голове красные шерстяные ленты. У большинства тибетцев высокогорья есть вши в волосах, а волосы у многих длинные, густые, черные. Вечером, когда солнце заходит, на теплую красную ленту выползают вши. Тибетцы снимают ленту и стирают ее, а утром опять надевают. Так тибетцы регулируют баланс, количество вшей в голове.

Мы вставали очень рано в 6 утра, по Москве это 2 часа ночи. Тибетцы встают рано, а ложатся довольно поздно, свои магазинчики закрывают в полночь. Погода на Тибете всегда сухая и ветреная.

Поднимались в  гору каждый в своем темпе. Опытные — поднялись спокойно и без остановки. Новички ползли и задыхались, прыгало давление, гудела голова, дышали неправильно и недопустимо, поэтому потом была тяжесть и боль в легких.

Нам все время твердили, что нужно много пить воды. Для меня это было мучение, вода не лезет, холодно, и я нашла способ — пить кипяток из термоса, каждое утро наполняла его и тащила в трекинговом  рюкзачке.

Именно на этом восхождении мы поняли, что не умеем дышать правильно, старались, учились, но получалось плохо. Пока стоишь, концентрируешься — дышишь правильно, как начинаешь идти, опять все по старому. Сердце колотилось бешено. Когда слышно было стук сердца в горле и ушах, тогда останавливалась, сердце «опускалось на место», снова шла. Даже на такой высоте остро ощущалась нехватка кислорода, а на Кайласе будет 5700 м.

Когда мы поднимались, кто-то крикнул и показал на небо, над головой мы увидели радугу вокруг солнца. Небо было чистое, дождей не было и до того.  Это такое потрясающее явление, очень красиво и необычно.

Я сразу вспомнила, как в одной книге американский ученый писал, когда он поехал в 70-е годы в Индию, в ашрам к Саи Бабе, чтобы развенчать его святость и доказать, что все это фокусы.

Встреча была назначена на следующий день, а накануне вечером он сидел с женой на улице и любовался природой и говорил, что поверит в чудеса Саи Бабы, если на чистом небе появится радуга.

И она появилась….

Местные говорят, что радуга на чистом небе это Божье благословение.  Радуга была на чистом небе два дня, как будто это благословляло нас на Кору, кто-то воспринял это как знак, а я чувствовала, что  пройду Кору , справлюсь . Больше мы ее не видели, все остальные дни на небе радуги не было.

Первый подъем не всем дался легко. Три человека из группы поняли, что в этот раз не смогут пойти на Кору. Организм сопротивлялся и не пускал. И вот здесь — главное не настаивать, а слушать себя.

На следующий день  недалеко о Ниалама, на север 10 км,  мы посетили пещеру Миларепы.

Миларепа это известный святой Тибета, некоторые считают, что он «последний из атлантов».

Миларепа очень почитаем в Тибете, это великий йог и поэт. По легенде, он достиг просветления при жизни, и превзошел своего учителя. В этой пещере  Миларепа жил в отшельничестве и медитировал 3 года.

Он шел от Кайласа, остановился в этом месте и сказал, что дальше идти нельзя, впереди дорога в Ад. Он медитировал в пещере и «подсвечивал» своей энергетикой  это адское место, а город Ниалам в переводе «адский город». После трех лет медитаций, он вернулся обратно на Кайлас. Ему виднее, может место и было адское, но после бесценного вклада Миларепы, здесь очень хорошо. Место интересное, очень красивое и «дорога в ад» имеет захватывающий вид, уходит  в ущелье гор до самого Ниалама.

В пещере особое состояние, сильная энергетика. Отпечатки  руки Миларепы в камне,  где,  по легенде, пещера ему была маловата, он был крупный человек,  и он приподнял камень над головой, раздвинул пещеру под себя. На фото Андрей положил руки на отпечатки рук Миларепы.

В пещере стойкий запах благовоний. Монах поет мантры, горят свечи, наши медитируют.

Возле машин собрались местные жители, женщины и дети. Похоже, тибетские дети с рождения знают слово Hello и протягивают ручонки к иностранцам. Они рады всему, что дают. Конфеты, карандаши, игрушки, значки. Я не знаю, есть у них бумага или нет, но дети карандашами рисуют на камне, не рисуют даже, а так черкают.

Жизнь у тибетцев очень тяжелая, рабская, в ужасных условиях, но они не знают, что может быть по-другому.

Китайцы много средств вкладывают в Тибет, строят дороги, даже на высоте есть асфальтированные дороги, проводят высоковольтку, с мобильной связью проблем нет, везде стоят вышки. Они стремятся сделать Тибет туристической меккой, возить туристов даже на Кору вокруг Кайласа на машинах, попирая традиции и религию Тибета. Туризм это большие деньги в казну Китая. И это обязательно произойдет, вот только Тибет потеряет много, и колорит, и самобытность, и дух. А может быть «защитники Тибета», «Боги Тибета», «Духи Тибета» смогут защитить и сохранить Тибет в первозданном виде, и не позволят превратить его в  бродвей.

Китай не заинтересован вкладываться в людей Тибета, они в большинстве своем темные и безграмотные, и полностью зависимы от религии. В домах своих они дышат дымом, угарным газом, потому, что элементарно не могут правильно поставить трубу, соединить колена трубы, чтобы из соединений не шел дым. В помещении всегда много дыма, «аж глаза ест», но они привыкли, для них это норма. Здесь же у них лежит и новорожденный ребенок, отец рядом с ним сидит и курит,  водители остановились пообедать, все курят. Все дышат дымом, и так везде, во всех гэстхаусах, где мы останавливались.

Печка обычно стоит только на кухне. Топят они кизяком (помет яка), которым облеплены все заборы, так он сохнет на ветру и на солнце, потом стопочкой складывают в доме возле печки. Они собирают его везде и в горах, где пасутся яки, это ценность, топливо.

Конечно, жители городов  выглядят иначе, одеты по-другому, заняты в основном в торговле.

Дорога от Ниалама в горы потрясающе красива, узкие тропинки, когда одна машина только впритык проходит, не для слабонервных. Когда едешь все время вверх, высота очень чувствуется, т.к. сосуды сразу реагируют, начинается отек внутри, нос перестает дышать, только ртом дышишь и дыхание тяжелое.

Когда идешь пешком в горы, сосуды лучше привыкают к высоте, т.к. подъем медленный и постепенный.

По дороге в Сагу, переезжали через перевал Лалугла Пас 5100 м, захватывает дух панорама гор. Из-за недостатка кислорода я внезапно впадала в спячку на несколько минут, а потом, как ни в чем не бывало,  оживала, и так всю дорогу.

Наш ночлег был недалеко от Саги, в гостевом доме gasthaus. С улицы сразу входишь в комнату на 6 -8 кроватей, холодина, спишь в спальнике, а сверху одеяло.

На кроватях китайские цветные пледы, из искусственного меха, тяжелые и теплые. Это нас спасало от холода ночью.

Собаки на Тибете все одной породы: «тибетская выносливая и вечно голодная». У нас бы им цены не было. Они живут в таком суровом климате. Уравновешенные, редко лают, дружелюбные, ненавязчивые.

А какие потрясающие звезды, низко над головой ночное небо, у нас в Питере такого неба не бывает. Звезды так низко, как на ладони, все созвездия четко видны.

Козы и барашки заходят прямо в дом, если не плотно закрыта дверь, то козы распотрошат все сумки и съедят все запасы. Смотрите на фото, коза изо рта берет печенье. Ее застукали на мародерстве, но решили не наказывать, а угостить печеньем.

Ночью температура за бортом опускается ниже нуля, и вода для умывания замерзает. Утром разбавляешь ее кипятком из термоса и можно умываться.

Зубные щетки здесь не такие, как у нас, они сделаны из какого-то корня растения, на конце зубами кусаешь, получается как кисточка, по вкусу и запаху напоминает редьку. Она многоразовая, считается очень полезной для зубов, натуральная.

Мыло тоже не такое, как у нас, в основном это мыльный орех, натуральный, но плохо мылится.

Утром мы отправились к озеру Манасаровар. Ехали долго, около 8 часов. В прошлые годы — это была не мощеная дорога, теперь на большей части пути дорога асфальтирована.

продолжение следует

Об авторе Наталия Шульгина

Духовный искатель, доктор наук в области Сознаниеведения, тренер личностного роста
Запись опубликована в рубрике Тибет. Кайлас с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Великий святой Тибета, йог и поэт Миларепа»

  1. Елена Ульянова говорит:

    Спасибо вам за эту потрясающую статью,наполненную светом и теплом!слушаю мантры и наслаждаюсь жизнью внутри себя…

  2. Антонина говорит:

    Благодарю Вас за эту информацию. Очень интересно и познавательно.

Добавить комментарий